+7 (391) 290-29-08
Красноярск
Казань
Москва
Санкт-Петербург
Пермь
Челябинск
Красноярск
Ростов-на-Дону
Астана (Республика Казахстан)
Представительство завода
в г. Ташкенте
Представительство завода
в г. Екатеринбурге
Представительство завода
в г. Новосибирске
Представительство завода
в г. Нижнем Новгороде
Представительство завода
в г. Самаре
Представительство завода
в г. Тюмени
Представительство завода
в г. Липецке
Офис: Красноярск
Казань
Москва
Санкт-Петербург
Пермь
Челябинск
Красноярск
Ростов-на-Дону
Астана (Республика Казахстан)
x
Вы из города Красноярск?
Да
Нет
Английский
Русский

Механизмы подъема груза: основные типы, конструкции и сферы их применения

Мостовые краны – это специальные машины, разработанные для подъема и перемещения грузов в пространстве. Они широко используются в различных отраслях промышленности, строительстве, портах, складах и других местах, где требуется эффективное перемещение тяжелых предметов. Основные компоненты устройств такого типа: центральный пролет, концевые балки и устройства для подъема — грузовая тележка или тельфер. 

Подъемный механизм подбирается исходя из типа крана. На однобалочных кранах эту функцию, как правило, выполняет тельфер. На двухбалочных зачастую устанавливают крановую тележку. Ее основу составляет жесткая балочная рама, обеспечивающая стабильность и надежность при транспортировке груза. Рама опирается на ходовые колеса, содержит механизмы основного и дополнительного подъема (при необходимости), а также механизмы, обеспечивающие ход тележки по мосту крана. Кроме того, на тележку устанавливаются различные системы безопасности. 

Механизм подъема представляет собой систему из полиспастов и грузовой лебедки.

Грузовая лебедка поднимает и опускает предметы за счет управляемого перемещения барабана, на котором наматывается гибкий элемент. Грузовая лебедка может иметь различные размеры и возможности подъема (ручной, электрический, пневматический или гидравлический), в зависимости от типа и назначения крана, на котором она устанавливается. Выбор типа привода зависит от специфических требований и условий эксплуатации.

Силовые полиспасты - это системы блоков, которые позволяют уменьшить необходимое усилие для подъема груза. Они позволяют эффективно использовать механическую выгоду, чтобы снизить нагрузку на приводной механизм и облегчить выполнение подъемных операций. Конструктивно состоят из подвижных и неподвижных элементов, по которым проходит канат или цепь. Полиспасты производятся одинарными или сдвоенными. 

Одинарные полиспасты имеют одну подвижную ветвь, наматываемую на барабан лебедки, и одну неподвижную ветвь. (См. Рис. 1) При этом у них есть определенное ограничение, связанное с перемещением груза по горизонтали во время подъема. Это может привести к изменению сил, действующих на опоры барабана, что затрудняет достижение высокой точности при установке груза. Одинарные полиспасты используются, как правило, в тельферах и талях.

 

Рис. 1. Одинарный полиспаст. 

Сдвоенные полиспасты имеют две подвижные ветви, наматываемые на барабан, что обеспечивает большую силу подъема и равномерное распределение нагрузки. Устройства такого типа чаще применяются в лебедках грузовых тележек. (См. Рис. 2) 

Сдвоенная система полиспастов обеспечивает стабильный и эффективный подъем груза путем одновременного наматывания двух ветвей каната. Такой подход позволяет равномерно распределить силы и реакции в опорах барабана. Для выравнивания натяжения и длины ветвей каната используются специальные уравнительные блоки. Применение сдвоенного полиспаста позволяет сократить нагрузку на канат, что способствует снижению требуемого сечения каната, размеров блоков и барабанов, а также общей массы и габаритов механизма подъема.

Рис. 2. Сдвоенный полиспаст.

Одним из основных параметров полиспаста является его кратность, которая определяется как отношение общего числа ветвей каната, на которых подвешен груз, к числу ветвей, наматываемых на барабан. На примере, представленном на Рис. 2, кратность полиспаста составляет 2, что означает, что на каждую ветвь, наматываемую на барабан, приходится 2 ветви, на которых висит груз.

Грузовая лебёдка в талевой и классической схеме

На мостовых однобалочных кранах в качестве механизма подъёма применяются тельферы. 

Тельфер – это таль, которая оснащена талевой тележкой для подвешивания и  перемещения по двутавровой балке.  Таль – это грузовая лебёдка, имеющая специальную конструкцию (барабан с приводом и тормозом) и собранная в едином компактном корпусе.

  

Рис. 3. Тельфер.

На мостовых двухбалочных кранах устанавливают грузовые тележки, которые могут быть укомплектованы разными грузовыми лебедками, собранными по разной схеме и с разными системами полиспаста.

Как правило, эти грузовые лебедки (механизм подъёма) имеют сдвоенный полиспаст для обеспечения устойчивого вертикального подъёма.

 Схемы бывают следующие:

а) талевая (см. Рис. 4)

 

Рис.4. Талевая схема грузовой лебедки. 

б) классическая  

В свою очередь, классическая может быть собрана так:

  1. схема состоящая из канатного нарезного барабана + привода со специальным редуктором. Привод со специальным редуктором подъемных барабанов – это специальный мотор-редуктор, имеющий: большое межосевое расстояние, специальный шлицевой выходной вал с барабанной муфтой, собранный с редуктором крановый электродвигатель с встроенным тормозом  (укомплектован датчиком срабатывания и датчиком тепловой защиты обмоток (см. Рис. 5)) или внешний тормоз на входном валу редуктора (см. Рис. 6)

 

Рис. 5. Классическая схема с использованием спец. мотор-редуктора со встроенным тормозом



Рис. 6. Классическая схема с использованием спец. мотор-редуктора с внешним тормозом.

  1. Схема состоящая из канатного нарезного барабана, приводного редуктора, тормозного механизма и приводного кранового электродвигателя. Здесь каждый из перечисленных составляющих представляет собой отдельный самостоятельный узел, которые соединяются между собой в единый механизм посредством зубчатых муфт. (См. Рис. 7)



Преимущества и недостатки:

Классическая схема

 - большие габариты, составляющие собираются на раме

- грузоподъёмность, от 5т до 100т и выше

- более высокая скорость подъёма, от 8м/мин до 20м/мин

- более тяжелые режимы работы, от А5 до А9

- хорошая ремонтопригодность

- применяется только на двухбалочных кранах

- применяется нарезанный канатный барабан для сдвоенного полиспаста, соответственно, строго вертикальное поднятие груза

Талевая схема

- небольшие компактные габариты, представляет собой единый механизм.

- грузоподъёмность, от 0,5т до 32т, с двумя спаренными талями до 80т

- скорость подъёма, от 1м/мин до 12м/мин

- режимы работы, от А1 до А5

- невысокая ремонтопригодность - запчасти только от специализированных поставщиков, усложнены обнаружение поломок, монтаж и демонтаж.

- применяется, в основном, на однобалочных кранах. На двухбалочных кранах применяются стационарные тали, установленные на грузовые тележки. 

- применяется нарезанный канатный барабан, одинарный полиспаст, соответственно, вертикальное поднятие груза со смещением по горизонтали.

 
Раис Ахметзянов
технический директор
25.07.2023
1776
Появились вопросы?
Оставьте заявку на консультацию с техническим специалистом:
Перейти
на старый сайт